ПОИСК ИСТИНЫ

непознанное неизведанное загадочное

  • СЕБЕ ЛЮБИМОЙ

    top-shop.ru
  • ИНТЕРЕСНЕНЬКОЕ

  • МОДА НА ДОМ

  • РАБОТА В СЕТИ

  • реклама

  • ВР

    Сабмит в закладки

Что такое агрессия и с чем ее едят

Автор admin Опубликовано: Май - 22 - 2013

агрессияАгрессия - физическое или вербальное поведение, цель которого - причинение кому-либо вреда. Иногда агрессия является полезной для самозащиты, отстаивания своих интересов и т.д., но бывает, что вместо полезных результатов агрессивное поведение доставляет проблемы - окружающим, близким, семье, да и нам самим. То, как появляется и действует механизм агрессии, мы рассмотрим ниже, ведь понимание - первый шаг к решению проблемы.

Выделяют две разновидности агрессии - инструментальную и враждебную. Инструментальной называют контролируемую агрессию, которая служит нам для достижения осознанных целей. Враждебная – агрессия, вызванная эмоциями, – чаще направлена исключительно на разрушение. Если с первым видом агрессии все не так плохо – он чаще помогает, чем приносит вред и, как правило, контролируется человеком – то на втором стоит остановиться отдельно.
Когда возникает агрессия?
Причинами для появления агрессии служат два психологических феномена - фрустрация и депривация. Фрустрацией называют всякое напряжение, которое возникает в ответ на препятствия, мешающие человеку на пути достижения поставленной цели: например, если мы едем на важную встречу и у нас ломается машина, будет возникать именно фрустрация. С депривацией же наоборот: какая либо ясная цель, иными словами, мотив и целенаправленная деятельность, отсутствует. Депривация возникает в том случае, если мы, сравнивая себя с другими людьми или думая о том, чего нам вообще хотелось бы, осознаем, что не имеем возможности это получить: например, работник может спокойно трудиться, будучи довольным своей зарплатой, пока не узнает,что его коллега, занимающий аналогичную должность и исполняющий такие же обязанности, получает больше. Если раньше человек жил себе спокойно, ведь объективно ему полученных денег хватало, то теперь ситуация вызывает у него напряжение. Иными словами, депривация - осознание того, что человек в принципе лишен чего-то, что имеют другие, в противоположность фрустрации - осознанию препятствия на пути к своей цели.

Почему мы бываем раздражительны сверх меры?
Следует понимать, что агрессия - это поведение; иными словами, она обязательно должна иметь внешние проявления. А депривация и фрустрация - внутренние состояния, которые приводят к возникновению эмоций, таких, как гнев, страх, разочарование, чувство беспомощности и т.д. Чем длительнее человек находится в таком напряжении и чем важнее для него сфера, в которой оно возникает, тем глобальнее и сильнее будут его эмоции, а соответственно, и готовность к агрессивному поведению. В моменты длительного нахождения в состоянии нервного напряжения - мы становимся особенно чувствительны к любым неприятностям: даже мелочи, на которые в обычном, нормальном состоянии мы реагировали бы почти спокойно, в стрессовом состоянии приводят к буре эмоций.

Когда наше поведение бывает неэффективным.
Поскольку модели поведения, как и определенные психологические установки, усваиваются еще в детстве, зачастую мы настолько свыкаемся с нашим поведением и способом мыслить, что даже не замечаем, откуда они у нас берутся, а наблюдаем только результат действий всех этих механизмов в виде естественных для нас мыслей и поступков. Мы реагируем на внешние события автоматически и привычно. Это безусловно полезное свойство нашей психики, позволяющее нам существенно экономить силы и время при реагировании на возникающие жизненные ситуации, но иногда этот механизм играет с нами злую шутку. Благодаря такому автоматизму мы выигрываем в скорости, но теряем способность произвольно корректировать варианты реакций, и случается, что наши привычные реакции не приносят желаемого результата – иными словами, становятся не адаптивными.
Как мы учимся быть агрессивными?
Известно, что модели поведения человек усваивает еще в глубоком детстве путем простого повторения, копирования тех моделей поведения, которые подают ему взрослые, еще не имея способности понимать: что и зачем он делает, почему взрослые ведут себя так, а не иначе, что такое «хорошо» и «плохо». Ребенок просто повторяет то, что видит; таким образом, появляется стереотип поведения, усваиваемый некритично и полностью. Это, кстати, не зависит от того, что ребенку говорят взрослые на словах, за что поощряют или наказывают: для него гораздо важнее видеть, как они себя ведут, таким образом он учится выживать в мире. Пока ребенок вырастает до того возраста, что бы самому иметь возможность судить о том, что правильно, а что нет, различать добро и зло - эти модели уже становятся частью его личности, его естественным поведением, и уже на основе их использования он делает разумные выводы о мире, составляет о нем суждения. Такой механизм научения имеет глубокий психологический смысл для выживаемости будущих поколений.
Применяя такие выученные модели поведения путем получения обратной связи от окружающих - поощрения или наказания человек учится тонкостям их использования. Опыт играет довольно важную роль: в дальнейшем на его основе появляются убеждения, установки, то есть составляется индивидуальная картина мира, которая позволяет не только пассивно реагировать на текущие события, но и угадывать, предсказывать результат своего и чужого поведения. Человек уже заранее знает, как реагировать на знакомые ситуации, не задумываясь; знает, как будут реагировать окружающие на его поведение, одним словом - приобретает опыт. Таким образом формируется взаимная связь между поведением, эмоциями, мыслями и реакцией на поведение индивида, которую он получает от внешнего мира. Важным моментом является то, что для человека важны не столько сами события, сколько их субъективное восприятие – то, как он их себе объясняет.
Что делать, если агрессия мешает жить?
Что бы изменить такие глубокие структуры нашей личности, нужно ненадолго стать ребенком, пройти путь усвоения поведения с самого начала. Наверняка те из вас, кто имел опыт общения с маленькими детьми, замечали их поразительную способность обращать внимание и задавать вопросы о таких привычных вещах, которые взрослым и в голову бы не пришли, или приходить к неожиданным выводам. Такое свойство их ума обусловлено тем, что у них еще не выработалась привычная картина мира, нет заранее готовых ответов - они еще только составляют свою собственную реальность. Если Вы чувствуете, неудовлетворенность своим взаимодействием с окружающими, в те моменты, когда понимаете, что нужно что-то в себе менять, когда собственные когда-то заученные модели поведения дают сбой,перестают работать, нужно подходить к анализу себя и мира именно так, как дети. В такие моменты следует «стать ребенком»: ставить все под сомнение, задавать себе очевидные и глупые вопросы и постараться находить на них хотя бы несколько вариантов ответов. Меняя таким образом свое поведение, у нас есть шансы изменить и отношение к нам окружающей реальности, изменить свою жизнь.

<
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Так же на эту тему Вы можете почитать:

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ - ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Написать комментарий

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha